«Запрет
на распитие пива в общественных местах будет способствовать формированию у
белорусов европейской культуры питья. С одной стороны, нас, конечно, волнует
возможное падение продаж в краткосрочной перспективе. Но с другой стороны, ОАО
«Лидское пиво» - социально ответственная компания, поэтому данную меру мы
считаем оправданной», - заявил генеральный директор предприятия Аудриус Микшис.
Вместе
с тем, по мнению руководителя, в нашей стране еще необходимо развивать
инфраструктуру ресторанов, кафе, в т.ч. летних, где белорусы могли бы
потреблять пиво «в культурном формате». Следует усилить процесс либерализации
условий хозяйствования в данном секторе экономики, что поможет ему вырасти в
короткие сроки. Пока по числу ресторанов, кафе, баров на душу населения
Беларусь сильно отстает от большинства европейских государств, это в
значительной мере и создавало проблему, приучая людей пить пиво на улицах, в
парках, во дворах и т.д.
«У
нас также вызывает тревогу существенный рост акциза на пиво. С 1 января для
пива с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7% он увеличен на 54% до 325 бел. рублей за 1 литр. Данный рост
был опережающим по сравнению с некоторыми видами алкогольной продукции, к
примеру, плодовыми креплеными винами. Так, если для пива со средним
5-процентным содержанием алкоголя налог в пересчете на 1 градус составляет 65
рублей, то для плодового крепленого вина крепостью 18 градусов -- 51 рубль.
Фактически это может стимулировать потребителей приобретать напитки с более
высоким содержанием спирта, замещая пиво дешевыми винами, т.к. в них удельная
стоимость алкоголя ниже. А это в свою очередь не будет способствовать решению
проблемы алкоголизма в стране. Ведь и так потребление плодово-ягодных вин в Беларуси
предельно высоко: около 20 л на душу населения в год», - отмечает А.Микшис.
В целом по оценке аналитиков ОАО «Лидское пиво», в
сложившихся условиях рынок пива Беларуси в 2010 г. вряд ли покажет рост. Куда
более оптимистичные прогнозы по некоторым видам безалкогольных напитков. К
примеру, в 2009 г. в республике, несмотря на холодное лето и общее снижение
покупательской активности, вырос рынок кваса натурального брожения, питьевой
бутилированной воды и сокосодержащих напитков. В предстоящем году в данных
сегментах стоит ожидать продолжения роста.
«В последние годы
наблюдается существенное изменение потребительских предпочтений белорусов в
сторону более натуральных продуктов. Они все реже покупают напитки,
произведенные из ароматизаторов, и больше - сокосодержащие напитки, квас
натурального брожения, питьевую воду, - подчеркивает А.Микшис. - Поэтому,
несмотря на холодное лето прошлого года, продажи, к примеру, лидского кваса
продолжали значительно расти».
Благодаря наличию у предприятия международного
сертификата качества ISO 22000:2005 на безалкогольные, слабоалкогольные
напитки, пиво, квас брожения и питьевую воду успешным было продвижение на
внешних рынках, в частности в ЕС. Так, в 2009 г. темп роста экспорта кваса
составил 176,5% к уровню 2008 г. Продукт поставлялся на рынки семи
стран-соседей, в т.ч. впервые в Латвию, Эстонию и Германию. В 2,7 раза
увеличились экспортные поставки безалкогольных напитков, помимо России отгрузки
велись в Германию и Латвию.
Вместе
с тем, по словам А.Микшиса, ОАО «Лидское пиво» намерено сохранить свой основной
профиль, обеспечив доминирующее положение пива в производственном портфеле. На
это нацелена инвестиционная программа финского концерна Olvi -
основного держателя акций и стратегического инвестора лидского предприятия. «В
долгосрочной перспективе мы ожидаем рост рынка пива в стране. До сих пор
потребление этого напитка на душу населения в Беларуси не превышало 47 л в год,
в том время как на Украине этот показатель составляет 61 л, в России - 76 л,
Литве - 87, Германии - 120, Чехии - 161», - пояснил гендиректор.
В
2009 г. предприятие, несмотря на общее падение по отрасли, сохранило
положительную динамику производства пива: всего выпущено 4,704 млн. дал или
100,9% к уровню 2008 г. Во многом этого удалось достичь благодаря значительному
росту экспорта «пенного» напитка - в 2,3 раза до 233 тыс. дал. Существенно
выросли продажи в странах Балтии, доля которых в общем экспорте пива за год
увеличилась с 0,9 до 29,2%. «Примечательно, что продажи на внешних рынках росли
без дополнительных вложений в рекламу. Мы отказались от значительных затрат на
маркетинг, чтобы минимизировать стоимость нашей продукции и сохранить ее
конкурентоспособность по ценовому фактору, - пояснил А.Микшис. - Продвижению
без дополнительных рекламных расходов помогает тот факт, что брэнд «Лидское
пиво» получил известность еще в советские времена, когда продукция завода
продавалась в различных регионах союза. Сейчас в соседних странах многие
испытывают ностальгию по белорусскому пиву, особенно это касается старшего
поколения потребителей».
Дополнительные
резервы для развития руководство ОАО «Лидское пиво» видит на внутреннем рынке в
сегменте Local Premium. Стартовав в ноябре прошлого года с новым сортом «Лидское PREMIUM», к
январю 2010 г. предприятие увеличило свою долю на этом сегменте рынка до 8%,
что значительно превысило ожидаемый показатель. В предстоящем году также будет
продолжена работа над совершенствованием технологических процессов, повышением
качества и потребительских свойств продукции, расширением линейки продуктов ОАО
«Лидское пиво».
|