Об особенностях электронной журналистики можно говорить очень долго. В основном свойства вытекают друг из друга, имеют взаимоследственный характер. С точки зрения дизайнера они являются неотъемлемой частью web-проектирования и выражаются в эргономичном решении сайта. К основным особенностям Интернет-СМИ исследователи относят следующие.
Мультимедийность — возможность передавать не только графику, но и анимацию, звук. То есть, мультимедиа является посредником в передаче информации через внедрение всех существующих технических средств, и характеризуется стиранием границ между массовым и индивидуальным общением. Мультимедийные элементы также выступают элементами дизайна сайта. Здесь можно говорить о баннерной рекламе, которая в последнее время стала активно использоваться в дизайне Интернет-страницы.
Оперативность — быстрая подготовка информации. Близкое ей свойство — обновляемость, своевременная замена неактуальных сообщений на новые в режиме реального времени.
Персонификация — возможность каждого пользователя отбирать нужную ему информацию среди прочей, представленной на сайте. Это явление стало развиваться с появлением информационного общества. Любое отношение в контексте информационного общества рассматривается с позиции «все для человека», а не для группы людей. Таким образом, персонификация обеспечивает индивидуальный подход к пользователю, предлагая ему путем клика выбрать нужную информацию.
Гипертекстовость — быстрая транспортировка пользователя на необходимую ему страницу издания. Гипертекст можно – это тоже элемент дизайна. Зачастую он оформляется в виде кнопок, разделов. Но также может существовать в свободной форме — форме текста. В печатной газете тоже может присутствовать гипертекст в качестве ссылки на Интернет-страницы издания. Такой пример у нас активно использует «Комсомольская правда в Белоруссии», которая дополняет свои материалы блоком «видео этой ситуации вы можете посмотреть на сайте газеты www.kp.by». Однако ссылки в печати не осуществляются оперативно. Для этого нужно совершить множество действий, прежде всего, сесть за компьютер и набрать адрес, тогда как внутри web переход по ссылке занимает пару секунд.
Архивирование — уникальная способность хранить огромный объем информации в киберпространстве. В электронных СМИ создание архивов имеет важное значение для читателя. Так, например, иногда пользователю нужно прочитать неактуальную информацию, чтобы сделать собственный анализ развития интересующей его темы. В какой-то степени архивирование поддерживает статистику посещений, так как «старые» новости хорошо проиндексированы поисковыми роботами.
Интерактивность — обратный контакт, возможность общения с аудиторией. Здесь в качестве элементов дизайна можно назвать страницы контактов, обратной связи, e-mail-ссылку, которую часто выполняют в виде изображения конверта.
Исследователь в области Интернет-журналистики отмечает, что развитием принципа обратной связи является виртуальное сообщество или, на американский манер, комьюнити. Смысл тут в том, что люди со схожими интересами объединяются, и между ними происходит общение.
Конвергенция — симбиоз всех ранее существовавших форм СМИ. В web-журналистике это особое преимущество. Здесь вам и видео, и радио, и музыка, и текст.
Технологичность — необходимое наличие специальных технологий (компьютерных программ) и техники.
Наличие специальной подготовки — умение работать с компьютером, в частности, со специальными программами: текстовыми и HTML редакторами.
Риск хакерской атаки — возможно вторжение и копирование информации, в том числе в целях подрыва информационной безопасности страны.
Риск «засорения» спамом. Такому риску обычно подвергаются форумы, чаты, доски объявлений. Наиболее популярный способ борьбы со спамом — секретный код, число, блокирующие доступ спам-машинам.
Итак, интернет-издания обладают всей совокупностью классических признаков, необходимых для отнесения их к разряду средств массовой информации, а также вариациями этих признаков. |