Прежде, чем создать сайт, необходимо поставить перед собой ряд вопросов и в течение разработки его готового образа нужно на них ответить. Только в результате выбора функций, направлений и других характеристик классификации Интернет-площадки, можно говорить о графической концепции. «Считается, что графическое наполнение web-страницы должно быть выполнено в едином стиле. Это обстоятельство, в частности, и характеризует профессиональное исполнение web-страницы. Далее уже идут средства того, как это воплотить в Internet». [16].
Определим, какие бывают сайты, чем одни отличаются от других, а также расскажем о преимуществах и недостатках различных видов Web-дизайна. Сначала нужно определить тему, профильное направление сайта.
1. Итак, по тематическому наполнению выделяют большое количество разновидностей сайтов. Но нас интересуют те, которые относятся к теме СМИ. Например, помимо основных новостных сайтов это могут быть издания культуры и искусства, медицины, где также размещаются журналистские статьи и новости.
2. По своему предназначению Дмитрий Кирсанов, автор книги «Вэб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова» подразделяет сайты следующим образом:
— личные страницы,
— некоммерческие сайты,
— корпоративные,
— контент-сайты. [13, с. 181].
Личные страницы или homepages представляют собой персональные сайты. По словам автора, такие сайты создают пользователи, которых «перестала удовлетворять пассивная роль зрителя и читателя». Часто это страницы программистов, журналистов, дизайнеров, демонстрирующих свое ремесло в Интернете.
Некоммерческие сайты, «принадлежащие всевозможным добровольным объединениям, временным проектам, международным или благотворительным организациям», не имеют сложного по структуре дизайна и содержания. Часто они отражают деятельность организации, содержат в основном самую важную информацию о предприятии и не обладают высокой информативностью. Например, это могут быть сайты учебных заведений, клубов, центров.
Более сложный дизайн представлен на страницах корпоративных сайтов. Такой сайт является «лицом» организации, выступая в её рекламных целях. Главная цель корпоративного сайта — «создать у посетителя образ фирмы, запоминающийся и привлекательный». Зачастую на таком сайте размещается каталог продукции.
В случае СМИ важную роль играют контент-сайты. Они, как правило, имеют менее сложный дизайн, чем корпоративные сайты, но более сложную структуру. Прежде всего, из-за содержания. Обилие новостей привлекает на сайт огромное количество пользователей, которые составляют массовую аудиторию издания. «Для сайтов этого типа, как и для сайтов некоммерческих, содержание вновь превосходит по важности оформление, так что средний уровень их дизайна заметно ниже, чем у сайтов компаний». Хотя хороший дизайн наравне с высокой информативностью — это отличный «коктейль» также для контент-сайта. «В последнее время рекламный бизнес становится в Интернете все более прибыльным, и живущие за счет рекламы контент-сайты растут и множатся на глазах. Свойственная ранней стадии развития любого рынка тенденция к концентрации заставляет их стягиваться в настоящие «империи» (www.cnet.com, www.internet.com). По-видимому, вскоре самостоятельные контент-сайты станут редкостью — большинство их будет принадлежать либо контент-империям с централизованным управлением и распределением рекламы, либо фирмам-спонсорам, пользующимся бесплатным контентом для завоевания престижа и привлечения посетителей на свои собственные корпоративные сайты». [13, с. 182-184]. В нашей стране активно повышаются расходы на размещение рекламы в Интернет-изданиях.
После того, как мы определились с темой и предназначением издания, можно говорить о содержании его выразительных средств и структуре.
3. По использованию метода построения.
Фреймовый дизайн
Фрейм (frame) в переводе с английского языка означает «кадр». Страница окна Web-обозревателя делилась на области (фреймы), способные открывать в себе новую страницу по гиперссылке. Фреймовому Web-дизайну отроду уже лет десять. Когда-то фреймы на Web-страницах были обычным явлением. Их применяли так часто, что сейчас среди снобов от Web-дизайна они считаются дурным тоном и последние лет пять практически не используются в новых сайтах. [8, с. 271]. Дело в том, что у фреймового дизайна много недостатков. Прежде всего, сайты, созданные на основе фреймов, очень плохо обрабатываются поисковыми системами. Нельзя одновременно обновить два или несколько фреймов, а только по одному. В связи с этим пользователю некомфортно работать с таким сайтом.
Правда, у фреймового дизайна есть и положительные стороны, как высокое время загрузки сайта, отсутствие необходимости дубляжа заголовка, полосы навигации и сведений об авторский правах на всех страницах сайта в момент его создания. Отличить фреймовый дизайн можно за счет наличия бегунков-прокруток в каждом фрейме, хотя их присутствие вовсе не обязательно.
Табличный дизайн
Это самый модный и современный вариант исполнения сайта. Способ табличной разметки Интернет-полосы наиболее близок оформлению печатной страницы газеты, поэтому активно применяется при создании сетевых СМИ. Вспомним, как строится графическая структура газеты. Каждой полосе издания задаётся макет, в блоках которого содержится определенная информация: логотип, фотография, текст и т. д. Согласитесь, это тот же самый подход. Подробно разбирать элементы табличного дизайна мы будем в следующем параграфе.
Пожалуй, сначала перечислим недостатки табличного дизайна, которые напрямую связаны с недостатком самих таблиц:
— медленная загрузка и отображение;
— громоздкий и запутанный html-код.
Медленная загрузка — недостаток номер один для Web-страниц, созданных на основе таблиц разметки. В самом деле, если какая-то часть страницы долго не отображается, посетитель сайта может подождать. Но если заставляет себя ждать вся страница, это — согласитесь! — действует на нервы. Это справедливо для всех страниц, созданных на основе таблиц, и если страница достаточно сложна, а соединение с Интернетом медленное, посетитель может даже уйти с сайта, не дождавшись загрузки страницы. [8, с. 325].
Громоздкий код, который порой тяжело построить вручную, не прибегая к помощи компьютерных программ. Поэтому при создании табличного дизайна надо заранее избегать множества вложенных таблиц и графики. Это не только упрощает систему построения тегов — html-кода, но и ускоряет загрузку страницы.
Контейнерный дизайн
Это совершенно новый способ дизайна. Он базируется на размещении на Интернет-страницах специальных блоков — контейнеров, в которые может быть заключен текст. Однако сегодня этот способ применяется как дополнение к двум предыдущим и пока не получил широкого распространения в качестве самостоятельного способа Web-дизайна.
4. По стилю оформления можно выделить следующие типы.
Сайты-альбомы
Такой приём можно увидеть в электронных журналах, где Интернет-страницы представлены не в привычной форме сайта, а в виде виртуальных страниц журнала, которые можно полистать с помощью инструмента «руки». Т.е. такой журнал можно назвать отсканированной копией печатного издания. Различают данный тип оформления по ряду признаков.
- Чаще здесь присутствует цветной фон или подложка (особенно на стартовой странице, где фон или картинка выполняют функцию обложки).
- Отсутствие видимых блоков и чёткого макета страницы
- Минимум ссылок или же оформление таковых в виде подписей раздела и содержания альбома (ссылки дополнительного характера в таком случае занимают место внизу или вверху страницы, не мешая альбомному оформлению)
Логотип располагается не только вверху или верхнем левом углу страницы, как это обычно происходит на сайтах с четкой структурой, но может занимать практически любое место пространства экрана. Его необязательно повторять на других страницах сайта, так как в данном случае логотип является фактическим названием альбома, соответственно может располагаться лишь на стартовой странице. Не менее часто он прописывается на обложке альбомного сайта, т.е. логотип и обложка представляют собой готовое изображение в форматах jpeg, gif или png, заранее созданное дизайнером. Такой сайт может быть создан с использование таблиц и блоков, но их рамки обычно невидимы.
Сайты-каталоги и базы данных
Такой сайт имеет очень сложную структуру, огромное количество завязанных между собой гиперлинков (ссылок). Среди прочих в Беларуси известны следующие интернет-каталоги: www.21.by — городской справочный ресурс (г. Минск), www.belarys.info, www.b2b.by — каталоги предприятий и сайтов страны, www.onliner.by — каталог техники и обзорных статей.
Классические сайты (порталы, поисковые системы, информационные ресурсы)
Порталы — это своеобразные электронные «мосты» между другими различными сайтами и порталами. Бывают тематические порталы, т.е. сайты, осуществляющие переход внутри одной тематики. Таким порталом является www.shop.by, осуществляющий свою деятельность в рамках темы торговли. Поисковые системы, или «поисковики» — это специальные сайты для ключевого и расширенного поиска. Часто порталы и «поисковики» представлены в одном сайте, как например www.tut.by.
Итак, по тематическому наполнению нас интересуют новостные сайты и СМИ. Существует общее для данного типа СМИ название — это сетевые СМИ, т. е. средства массовой информации, представленные в киберпространстве. Что такое сетевые СМИ? Это довольно сложный вопрос относительно информационных потоков в Интернете. Считать ли сетевыми СМИ только электронные версии печатной, аудиовизуальной журналистики? Но тогда как быть с новостными сайтами, которым нет аналогов вне Интернет-пространства? Считать ли таковыми информационные сайты, порталы, как например www.tut.by, которые также выступают в роли средства массовой информации? Однозначного ответа исследователи Web-журналистики пока не дают.
Однако в настоящий момент правовой статус Интернет-изданий в чистом виде находится вне сферы действия Закона «О печати и других СМИ». [41]. Так, к примеру, Интернет-издания, которые не имеют печатного аналога не надо регистрировать в Министерстве информации Беларуси. Вместе с тем, по заявлению министра информации Владимира Русакевича, в ближайшее время законодательная база будет пересмотрена и Интернет-издания будут приравнены по своему юридическому статусу к печатным, т.е. приобретут все права и обязанности нынешних редакций газет и журналов, а также аудиовизуальных СМИ. [27].
В нашей работе мы будем называть сайты, выполняющие функции СМИ, сетевыми СМИ. Подразделим сетевые СМИ на следующие категории:
— информационные ресурсы, порталы (www.tut.by, www.open.by),
— специализированные новостные ресурсы, имеющие самостоятельное значение (www.naviny.by, www.news.by, www.bel.biz),
— «клоны» газет и журналов в Интернете (www.mk.by, www.zvyazda.minsk.by),
— электронные версии газет и журналов, дополняющие печатное содержание номеров (www.kp.by).
Теперь мы приблизительно представляем, в какой форме будет подаваться сайт и информацию какого характера будет содержать. Остается ответить на вопрос «Какие графические элементы будут использоваться?» и поразмышлять о позиционировании каждой электронной страницы.
Несмотря на то, что многие программы — генераторы страниц и сайтов — предлагают готовые шаблоны, разработка структуры сайта, а особенно структуры web-издания — задача, которую должны решать сами разработчики проекта, не перекладывая ее ни на web-дизайнера, ни тем более на провайдера. Готовым шаблонам также доверять не стоит. Правильная организация структуры сайта является одним из главных условий успеха проекта. Это следует из того, что структура информации, а не сама информация в большей степени определяет коммуникативные возможности проекта, т. е. качество информации.
Авторы книги «Интернет-журналистика» А. Калмыков и Л. Коханова предлагают еще одну организационную структуру web-сайта. [12].
Плоская структура, где главная страница содержит все ссылки на другие страницы сайта. Обычно на стартовой странице предлагается информация типа «О компании», «Контакты», «Обратная связь», «Продукция» и т. д.
Линейная структура предполагает навигацию по сайту типа «вперед-назад».
Древовидная структура, где одна страница дает путь множеству других, применима в электронных базах данных.
Комбинированную структуру имеют подавляющее большинство сайтов. Безусловно, применение всех перечисленных приемов делают издание удобным и функциональным.
К приведенной классификации можно добавить еще один тип — сетевую структуру, где навигация по сайту осуществляется путем гипертекстовости, т. е. ссылки на различные страницы (внутренние линки) взаимосвязаны и взаимонаправляемы. Это значит, что со второй страницы сайта можно попасть на стартовую или любую другую страницу с помощью повторяющихся ссылок. Дублирование линков облегчает пользователю задачу, он может «путешествовать» в любую точку сайта, не возвращаясь на ненужную страницу для «пересадки». |