На главную Контакты Написать письмо
 
На Главную - Логотип Ваш дизайнер - Dizainer
 
 
     
 

Графическая концепция сайта:   в поисках оптимальной модели

 

Прежде, чем создать сайт, необходимо поставить перед собой ряд вопросов и в течение разработки его готового образа нужно на них ответить. Только в результате выбора функций, направлений и других характеристик классификации Интернет-площадки, можно говорить о графической концепции. «Считается,   что  графическое   наполнение  web-страницы  должно   быть выполнено в едином стиле. Это обстоятельство,  в частности, и характеризует профессиональное исполнение web-страницы. Далее уже идут средства того, как это воплотить в Internet». [16].

Определим, какие бывают сайты, чем одни отличаются от других, а также расскажем о преимуществах и недостатках различных видов Web-дизайна. Сначала нужно определить тему, профильное направление сайта.

1. Итак, по тематическому наполнению выделяют большое количество разновидностей сайтов. Но нас интересуют те, которые относятся к теме СМИ. Например, помимо основных новостных сайтов это могут быть издания культуры и искусства, медицины, где также размещаются журналистские статьи и новости.

2. По своему предназначению Дмитрий Кирсанов, автор книги «Вэб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова» подразделяет сайты следующим образом:
личные страницы,
некоммерческие сайты,
корпоративные,
контент-сайты. [13, с. 181].

Личные страницы или homepages представляют собой персональные сайты. По словам автора, такие сайты создают пользователи, которых «перестала удовлетворять пассивная роль зрителя и читате­ля». Часто это страницы программистов, журналистов, дизайнеров, демонстрирующих свое ремесло в Интернете.

Некоммерческие сайты, «принадлежащие всевозможным добровольным объединениям, временным проектам, международным или благотворительным организациям», не имеют сложного по структуре дизайна и содержания. Часто они отражают деятельность организации, содержат в основном самую важную информацию о предприятии и не обладают высокой информативностью. Например, это могут быть сайты учебных заведений, клубов, центров.

Более сложный дизайн представлен на страницах корпоративных сайтов. Такой сайт является «лицом» организации, выступая в её рекламных целях. Главная цель корпоративного сайта — «создать у посетителя образ фирмы, запо­минающийся и привлекательный». Зачастую на таком сайте размещается каталог продукции.

В случае СМИ важную роль играют контент-сайты. Они, как правило, имеют менее сложный дизайн, чем корпоративные сайты, но более сложную структуру. Прежде всего, из-за содержания. Обилие новостей привлекает на сайт огромное количество пользователей, которые составляют массовую аудиторию издания. «Для сайтов этого типа, как и для сайтов некоммерческих, со­держание вновь превосходит по важности оформление, так что средний уровень их дизайна заметно ниже, чем у сайтов компаний». Хотя хороший дизайн наравне с высокой информативностью — это отличный «коктейль» также для контент-сайта. «В последнее время рекламный бизнес становится в Интер­нете все более прибыльным, и живущие за счет рекламы контент-сайты растут и множатся на глазах. Свойствен­ная ранней стадии развития любого рынка тенденция к концентрации заставляет их стягиваться в настоя­щие «империи» (www.cnet.com, www.internet.com). По-видимому, вскоре самостоятельные контент-сайты ста­нут редкостью — большинство их будет принадлежать либо контент-империям с централизованным управлением и распределением рекламы, либо фирмам-спонсорам, поль­зующимся бесплатным контентом для завоевания престижа и привлечения посетителей на свои собственные корпора­тивные сайты». [13, с. 182-184]. В нашей стране активно повышаются расходы на размещение рекламы в Интернет-изданиях.

После того, как мы определились с темой и предназначением издания, можно говорить о содержании его выразительных средств и структуре.

3. По использованию метода построения.

Фреймовый дизайн

Фрейм (frame) в переводе с английского языка означает «кадр». Страница окна Web-обозревателя делилась на области (фреймы), способные открывать в себе новую страницу по гиперссылке. Фреймовому Web-дизайну отроду уже лет десять. Когда-то фреймы на Web-страницах были обычным явлением. Их применяли так часто, что сейчас среди снобов от Web-дизайна они считаются дурным тоном и последние лет пять практически не используются в новых сайтах. [8, с. 271]. Дело в том, что у фреймового дизайна много недостатков. Прежде всего, сайты, созданные на основе фреймов, очень плохо обрабатываются поисковыми системами. Нельзя одновременно обновить два или несколько фреймов, а только по одному. В связи с этим пользователю некомфортно работать с таким сайтом.

Правда, у фреймового дизайна есть и положительные стороны, как высокое время загрузки сайта, отсутствие необходимости дубляжа заголовка, полосы навигации и сведений об авторский правах на всех страницах сайта в момент его создания. Отличить фреймовый дизайн можно за счет наличия бегунков-прокруток в каждом фрейме, хотя их присутствие вовсе не обязательно.

Табличный дизайн

Это самый модный и современный вариант исполнения сайта. Способ табличной разметки Интернет-полосы наиболее близок оформлению печатной страницы газеты, поэтому активно применяется при создании сетевых СМИ. Вспомним, как строится графическая структура газеты. Каждой полосе издания задаётся макет, в блоках которого содержится определенная информация: логотип, фотография, текст и т. д. Согласитесь, это тот же самый подход. Подробно разбирать элементы табличного дизайна мы будем в следующем параграфе.

Пожалуй, сначала перечислим недостатки табличного дизайна, которые напрямую связаны с недостатком самих таблиц:
— медленная загрузка и отображение;
— громоздкий и запутанный html-код.

Медленная загрузка — недостаток номер один для Web-страниц, созданных на основе таблиц разметки. В самом деле, если какая-то часть страницы долго не отображается, посетитель сайта может подождать. Но если заставляет себя ждать вся страница, это — согласитесь! — действует на нервы. Это справедливо для всех страниц, созданных на основе таблиц, и если страница достаточно сложна, а соединение с Интернетом медленное, посетитель может даже уйти с сайта, не дождавшись загрузки страницы. [8, с. 325].
Громоздкий код, который порой тяжело построить вручную, не прибегая к помощи компьютерных программ. Поэтому при создании табличного дизайна надо заранее избегать множества вложенных таблиц и графики. Это не только упрощает систему построения тегов — html-кода, но и ускоряет загрузку страницы.

Контейнерный дизайн

Это совершенно новый способ дизайна. Он базируется на размещении на Интернет-страницах специальных блоков — контейнеров, в которые может быть заключен текст. Однако сегодня этот способ применяется как дополнение к двум предыдущим и пока не получил широкого распространения в качестве самостоятельного способа Web-дизайна.

4. По стилю оформления можно выделить следующие типы.

Сайты-альбомы

Такой приём можно увидеть в электронных журналах, где Интернет-страницы представлены не в привычной форме сайта, а в виде виртуальных страниц журнала, которые можно полистать с помощью инструмента «руки». Т.е. такой журнал можно назвать отсканированной копией печатного издания. Различают данный тип оформления по ряду признаков.

  1. Чаще здесь присутствует цветной фон или подложка (особенно на стартовой странице, где фон или картинка выполняют функцию обложки).
  2. Отсутствие видимых блоков и чёткого макета страницы
  3. Минимум ссылок или же оформление таковых в виде подписей раздела и содержания альбома (ссылки дополнительного характера в таком случае занимают место внизу или вверху страницы, не мешая альбомному оформлению)

Логотип располагается не только вверху или верхнем левом углу страницы, как это обычно происходит на сайтах с четкой структурой, но может занимать практически любое место пространства экрана. Его необязательно повторять на других страницах сайта, так как в данном случае логотип является фактическим названием альбома, соответственно может располагаться лишь на стартовой странице. Не менее часто он прописывается на обложке альбомного сайта, т.е. логотип и обложка представляют собой готовое изображение в форматах jpeg, gif или png, заранее созданное дизайнером. Такой сайт может быть создан с использование таблиц и блоков, но их рамки обычно невидимы.

Сайты-каталоги и базы данных

Такой сайт имеет очень сложную структуру, огромное количество завязанных между собой гиперлинков (ссылок). Среди прочих в Беларуси известны следующие интернет-каталоги: www.21.by — городской справочный ресурс (г. Минск), www.belarys.info, www.b2b.by — каталоги предприятий и сайтов страны, www.onliner.by — каталог техники и обзорных статей.

Классические сайты (порталы, поисковые системы, информационные ресурсы)

Порталы — это своеобразные электронные «мосты» между другими различными сайтами и порталами. Бывают тематические порталы, т.е. сайты, осуществляющие переход внутри одной тематики. Таким порталом является www.shop.by, осуществляющий свою деятельность в рамках темы торговли. Поисковые системы, или «поисковики» — это специальные сайты для ключевого и расширенного поиска. Часто порталы и «поисковики» представлены в одном сайте, как например www.tut.by.

Итак, по тематическому наполнению нас интересуют новостные сайты и СМИ. Существует общее для данного типа СМИ название — это сетевые СМИ, т. е. средства массовой информации, представленные в киберпространстве. Что такое сетевые СМИ? Это довольно сложный вопрос относительно информационных потоков в Интернете. Считать ли сетевыми СМИ только электронные версии  печатной, аудиовизуальной  журналистики? Но тогда как быть с новостными сайтами, которым нет аналогов вне Интернет-пространства? Считать ли таковыми информационные сайты, порталы, как например www.tut.by, которые также выступают в роли средства массовой информации? Однозначного ответа исследователи Web-журналистики пока не дают.

Однако в настоящий момент правовой статус Интернет-изданий в чистом виде находится вне сферы действия Закона «О печати и других СМИ». [41]. Так, к примеру, Интернет-издания, которые не имеют печатного аналога не надо регистрировать в Министерстве информации Беларуси. Вместе с тем, по заявлению министра информации Владимира Русакевича, в ближайшее время законодательная база будет пересмотрена и Интернет-издания будут приравнены по своему юридическому статусу к печатным, т.е. приобретут все права и обязанности нынешних редакций газет и журналов, а также аудиовизуальных СМИ. [27].

В нашей работе мы будем называть сайты, выполняющие функции СМИ, сетевыми СМИ. Подразделим сетевые СМИ на следующие категории:
— информационные ресурсы, порталы (www.tut.by, www.open.by),
— специализированные новостные ресурсы, имеющие самостоятельное значение (www.naviny.by, www.news.by, www.bel.biz),
— «клоны» газет и журналов в Интернете (www.mk.by, www.zvyazda.minsk.by),
— электронные версии газет и журналов, дополняющие печатное содержание номеров (www.kp.by).

Теперь мы приблизительно представляем, в какой форме будет подаваться сайт и информацию какого характера будет содержать. Остается ответить на вопрос «Какие графические элементы будут использоваться?» и поразмышлять о позиционировании каждой электронной страницы.

Несмотря на то, что многие программы — генераторы страниц и сайтов — предлагают готовые шаблоны, разработка структуры сайта, а особенно структуры web-издания — задача, которую должны решать сами разработчики проекта, не перекладывая ее ни на web-дизайнера, ни тем более на провайдера. Готовым шаблонам также доверять не стоит. Правильная организация структуры сайта является одним из главных условий успеха проекта. Это следует из того, что структура информации, а не сама информация в большей степени определяет коммуникативные возможности проекта, т. е. качество информации.

Авторы книги «Интернет-журналистика» А. Калмыков и Л. Коханова предлагают еще одну организационную структуру web-сайта. [12].

Плоская структура, где главная страница содержит все ссылки на другие страницы сайта. Обычно на стартовой странице предлагается информация типа «О компании», «Контакты», «Обратная связь», «Продукция» и т. д.

Линейная структура предполагает навигацию по сайту типа «вперед-назад».

Древовидная структура, где одна страница дает путь множеству других, применима в электронных базах данных.

Комбинированную структуру имеют подавляющее большинство сайтов. Безусловно, применение всех перечисленных приемов делают издание удобным и функциональным.

К приведенной классификации можно добавить еще один тип — сетевую структуру, где навигация по сайту осуществляется путем гипертекстовости, т. е. ссылки на различные страницы (внутренние линки) взаимосвязаны и взаимонаправляемы. Это значит, что со второй страницы сайта можно попасть на стартовую или любую другую страницу с помощью повторяющихся ссылок. Дублирование линков облегчает пользователю задачу, он может «путешествовать» в любую точку сайта, не возвращаясь на ненужную страницу для «пересадки».

Маргарита Герасименко

 

 

 

 

 
 

СТАТЬИ >>>

 

Цвет в системе графического имиджа Интернет-газеты

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
     
 
   
 
 
© Дизайн Маргариты Герасименко
 
Hosted by uCoz